Вопрос-ответ
Зеньковский Василий Васильевич (1881-1962) |
Материал из категории Словарь терминов (педагогика) | |
24.04.2012 09:02 | |
Метки (тэги, tags): Зеньковский Василий Васильевич (1881-1962) 1) православный педагог, психолог, богослов, философ. В
Основные работы: «Принцип индивидуальности в психологии и педагогике», «Социальное воспитание, его задачи и пути», «О педагогическом интеллектуализме», «Психология детства», «Педагогика и психология», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Русская педагогика XX века» и др. Считал, что познание не является первичным и определяющим началом в человеке. Смысл, задачи и возможности познания определяются из общего отношения человека к миру. Выдвигал на первый план антропоцентризм русской философии, к-рая больше всего занята темой о человеке, его судьбе и путях развития. Говорил о связи воспитания с содержанием жизни ребенка, с тем, что составляет и определяет смысл его жизни. Дал свое понимание понятий «социальная педагогика» и «социальное воспитание», выступая против сторонников свободного воспитания пед. течения, ставящих в центре всего ребенка и его индивидуальные запросы, направленные на воспитание эгоиста, пользующегося всеми благами соц. развития, но живущего только своими проблемами. Личность не может достигнуть идеала вне общества. Все это не исключает развития индивидуальных способностей и особенностей ребенка, а лишь «придает этой задаче новый смысл». Он не отрицал свободы в воспитании. Вне свободы воспитание превращается в дрессировку. Необходимо обеспечить связь свободы и добра. Признавал право ребенка на индивидуальность и свой путь развития. Призывал признать учение об образе Божьем в человеке и глубокой ценности человеческой личности в православном сознании. Согласовать идею личности с соц. средой возможно лишь через естественную, приводящую к возникновению коллективного духовного начала и благодатную соборность, к-рой является церковь. Построил собственную возрастную периодизацию, основанную на том, что каждый период связан с различной установкой в душе ребенка. Раннее детство — ребенок вживается в весь безграничный мир смыслов, в природу, в человеческие отношения. Второе детство — ребенок стремится приспособиться к миру и людям, к порядкам природы и соц. жизни. Отрочество — для подростка характерны мечтательность, ирреализм, нежелание считаться с реальностью, уверенность в праве жить своей жизнью. От отрочества в юность приходит могучая сила пола, укрощенная и просветленная развитием эроса. Юность — период внутреннего единства и творческой цельности, увлечения, вдохновения, доверчивого отношения к миру и людям, пронизанным религиозной верой в Бога. Считал необходимым на всех возрастных этапах в процессе воспитания иметь эсхатологическую перспективу. «Нельзя жить так, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти». Признавал главнейшим принципом педагогики принцип индивидуальности. Подчеркивал, что моральная жизнь становится фактором духовного устройства лишь как религиозная жизнь. Не абсолютизировал дисциплину. Она выступает лишь как инструментальный фактор духовного воспитания ребенка, регулирующий духовную жизнь, освобождающий духовные силы ребенка от случайных порывов. Эстетическое воспитание имеет две цели: низшую и высшую. Первая служит задачам развлечения и игры. Вторая — «воспитанию души через приобщение души к красоте». Эстетическое воспитание должно быть связано с трудом души. Интеллектуальное вопитание развивает потребность в целостном мировоззрении через развитие инициативы ума, творческих сил и интуиции. Религиозное воспитание направлено на развитие религиозного вдохновения, живой, всецелой и свободной погруженности души в жизнь церкви. Физическое воспитание оправдано, «оно священно как устроение жизни тела». Сексуальное воспитание имеет чрезвычайно серьезное значение. «Устроение сферы пола имеет особо важное значение для эмпирического и духовного здоровья личности». Все запросы и стремления, связанные с полом, должны разрешаться только в браке. Показал, что профессионализм учителя зависит не только от знаний и опыта, но прежде всего от любви к детям, веры в возможности и уникальность каждого ребенка. Без этого нет пед. интуиции, а, следовательно, не будет и пед. мастерства. Источник: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — С. 90-92 (448с.) Метки (тэги, tags): Последние похожие материалы:
Более поздние похожие материалы:
|
Результаты тестов
Результаты тестов | ||
---|---|---|
<->(БТТ-2013) Бакалаврський екзамен - Вантажні перевезення (52 тест.завдань) | 26.92 % | |
<->(Лог-М) Тема 05. Зв'язок логістики з основними функц... (15 тест.завдань) | 66.67 % | |
<->(ГП) Тема 11. Выбор транспортных средств при грузовых перевозках (14 тест.заданий) | 28.57 % |
Перейти к тестам |